ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ КАПИТАНОМ ФИЛЛИПСОМ?

№ 93
С режиссером Полом Гринграссом «Главный» поговорил о нынешнем мироустройстве и задачах, стоящих перед художником в связи с таким мироустройством.
Текст  ВЕРОНИКА КОРОВКА. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ КОМПАНИИ SONY PICTURES.

КТО ТАКОЙ.

Английский кинорежиссер, писатель и сценарист Пол Гринграсс родился 13 августа 1955 года. Обладатель «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля 2002 года за фильм «Кровавое воскресенье». Гринграсс известен прежде всего как режиссер второго и третьего фильма серии о Джейсоне Борне — «Превосходство Борна» (2004 год) и «Ультиматум Борна» (2007 год).

5 декабря в российский прокат выходит его новый фильм «Капитан Филлипс». Фильм основан на реальных событиях, произошедших в апреле 2009 года в открытом море недалеко от берегов Африки. Капитан грузового судна Ричард Филлипс сдается в плен группе сомалийских пиратов, чтобы защитить свой экипаж. Главную роль в фильме исполняет Том Хэнкс. На данный момент работа актера включается практически во все аналитические списки грядущих претендентов на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль.


Что вас больше всего заинтересовало в этой истории?

Ну, это большая человеческая история, так я подумал. Есть в ней что-то абсолютно классическое — человек в опасности, на море. Я люблю такое. Кроме того, это был шанс поработать с Томом Хэнксом... Мне нравилось, что это очень современная история, морское пиратство — очень актуальная тема. Через нее можно показать, по какому пути сейчас идет мир — глобализация экономики, победители, проигравшие. Так что была возможность снять очень современный триллер и очень человеческую историю. Был и личный мотив — мой отец провел на море всю свою жизнь. Я всегда хотел изучить этот «водный мир», который помнил с детства.

Можете рассказать о кастинге на роли сомалийских пиратов.

Это очень интересная история. Одной из принципиальных вещей, которые я для себя решил, это то, что этих молодых людей должны играть настоящие сомалийцы. Почему? По ряду причин. Во-первых, Сомали — страна с очень драматической, интересной историей. Если вы будете работать с молодыми сомалийцами, они захотят рассказать вам эту историю. Они захотят рассказать, что там происходит на самом деле. Это очень важно. И второе. Молодые сомалийцы выглядят особенно, а я хотел, чтобы все было аутентично. В конце концов, мне нужны были люди, которые понимают, зачем их сверстники с риском для жизни выходят в открытое море и нападают на суда. В общем, я и директор по каститнгу Франсин Майслер решили найти настоящих сомалийцев.

И где же вы нашли настоящих сомалийцев?

Есть две большие общины в США — в Миннеаполисе и штате Огайо, есть общины в Великобритании. Мы провели кастинг, на который пришли что-то около 900 человек. Мы выбрали четверых молодых людей. Они не являются профессиональными актерами, у них есть небольшой опыт работы в молодежных клубах, но зато у них есть вера в то, что они делают.

Трудно было снимать сцену, когда сомалийцы впервые нападают на корабль?

Трудно. Я не забуду, как они впервые пришли на съемочную площадку. Пришли, чтобы напасть на корабль. Мы держали их отдельно от остальной съемочной группы, и когда они появились, на съемочной площадке возникла напряженность. Они никогда раньше не снимались в кино, и, я думаю, Тому Хэнксу было любопытно, что же сейчас произойдет. Я тоже сильно нервничал... Помню, что в конце сцены вся съемочная группа им аплодировала, потому что это нелегкое дело — играть плохих парней. Легко сыграть каких-то мультяшных злодеев. Гораздо труднее сыграть людей, которых обстоятельства побудили все это сделать. Я отдаю им должное. Я думаю, они сделали все замечательно.

Снимать в море — трудно. Что вам дал опыт съемок «Капитана Филлипса»?

Это была проблема... Я думаю, съемки в море легко могут создать проблемы и режиссеру и студии. Я горжусь тем, что снимал фильм в открытом море, буквально — в океане. Были небольшие сцены в павильоне, но все остальное мы снимали в открытом море, и не в какой-то маленькой бухте. Я полагал, что все это сделает фильм более качественным... Когда мы снимали, как пиратские лодки приближаются к танкеру, волнение на море было очень сильным. И мое сердце не раз буквально замирало в груди от ужаса. А мы все пытались найти точку, с которой картинка получилась бы наиболее динамичной. Это был коллективный труд — в море мы стали экипажем. Да-да, мы стали командой — мы жили в море, ели в море, нас тошнило в море. Чем дольше вы живете в море, тем больше вы начинаете понимать ритмы океана, изменения погоды. К счастью, мы благополучно вернулись домой.

«Капитан Филлипс» основан на реальных событиях. Что было на самом деле, а что вы придумали?

Если сказать коротко, фильм действительно основан на реально произошедших событиях. Конечно, мы должны были сжать историю, которая происходила в течение четырех или пяти дней, до двух часов фильма. Но я действительно думаю, что это очень точное отображение произошедшего. В моей голове это была история очень маленькой лодки и очень большого корабля. В какой-то точке фильма происходит такой перевертыш: пираты захватывают танкер Филлипса с помощью небольшой шлюпки, и сами становятся объектом преследования со стороны очень больших американских военных кораблей. Это такая прекрасная симметрия. В сущности это история противостояния между военной огневой мощью и детьми, попавшими в винную лавку. Просто в данном случае лавкой оказался танкер. Для меня это одна из самых интересных вещей. Эта в сущности криминальная история показалась мне свежей.

Этот фильм высвечивают самую острую мировую проблему.

Я думаю, что есть много фильмов о национальной безопасности. Я сделал немного другое. Это была попытка снять очень драматический триллер, но снять его на фоне проблем мировой экономики с ее победителями и неудачниками. Показать, что существующая мировая экономика является почвой для преступности. В Африке есть страны, мимо которых проходят все мировые богатства, проплывают в виде танкеров. Хотим мы этого или нет, но подобные события будут повторяться. Это факт жизни. Если вы поговорите с кем нибудь, имеющим отношение к торговому флоту или к военно-морскому флоту США, России или Британии, они вам скажут, пиратство — это очень большая проблема. Она бьет по спокойному течению мировой экономики. Мне это было очень интересно... Но чтобы ответить на эти вопросы, я должен был воссоздать очень правдивую картину противостояния двух миров... Рассказали ли мы в фильмы о всех деталях тех пяти дней? Мы должны были

выбирать. Я уверен, что наш выбор был точным — в пользу правды.

Как вам удалось создать характер капитана Филлипса, не превращая его в «Джейсон Борн — стайл» (бывший агент ЦРУ Джейсон Борн — герой предыдущих фильмов Гринграсса. — «Главный»), ведь в жизни капитан — обычный парень.

Хороший вопрос. Это было самое интересное в фильме, если честно... Хэнкс играет обывателя, обычного человека. Он не является образцом в плане моды, в нем нет ничего исключительного. Простой обычный человек сталкивается с непредвиденной опасностью, и мы видим, как он адаптируется к новым условиям, становится более мудрым. По сути в фильме история двух капитанов: один капитан американского танкера, другой — маленького суденышка, захваченного преступниками. Взаимоотношения между этими двумя капитанами из разных миров — сердце фильма.

Почему вы захотели, чтобы Том Хэнкс играл капитана Филлипса?

Никто лучше Хэнкса не сыграет человечность и обычность в экстраординарных обстоятельствах. Я думаю, что это одна из его «фишек» — глубокое проникновение в характер обычного человека.

Учитывая мир в котором живут «плохие парни», можно ли их простить за то, что они делают?

Трудный вопрос... Я абсолютно уверен, что все, что они делают, неприемлемо. Если коротко... Я — и как человек,и как режиссер — не живу в релятивистском мире. У меня есть понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Но я полагал, что режиссер должен попытаться изобразить мир максимально беспристрастно. Если вы это сделаете, вы приблизитесь к пониманию истинной драмы, разворачивающейся рядом с нами. Я верю, что зрители, которые посмотрят этот фильм, будут ясно понимать, что такое хорошо и что такое плохо, но у них еще появится и сожаление из-за того, что мир устроен именно так.

№ 93 Декабрь 2013 г.

Гости

Подписчиков в ее «инстаграме» больше, чем у Дональда Трампа. Ольга Бузова, телеведущая, певица, актриса, рассказала «Главному» о любви, ненависти и о том, каково быть самой маленькой и в школе, и в шоу-бизнесе.

Гости

С кинорежиссером и поэтом-песенником Валерием Полиенко «Главный» поговорил о Таганроге, кино и музыке.

Гости

Накануне премьеры «Трех сестер» в ростовском драмтеатре «Главный» поговорил с постановщиком спектакля, разумеется, о Чехове, а также о советской цензуре и Владимире Высоцком.

Гости

С фирменным «наждачным тембром», будто простуженный в Питерских подворотнях, он поёт в
образе этакого оторвы в шляпе порк-пай из секонд-хенда. Накануне ростовского концерта Billy's Band фронтмен Билли Новик рассказал «Главному» о темной стороне своего «алкоджаза», о риске застыть в вечности в нелепой позе, о любви к космологии и белому шуму.

Гости

Как сыграли СКА и «Нефтчи» в 1971 году? Кто забил гол в ворота московского «Динамо» в 1960-м? Не заглядывая в справочник, на этот вопрос, пожалуй, сможет ответить лишь один человек — Нерсес Акопов.