Объединение «Мир искусства» как художественный и культурный феномен рубежа 19-20 веков»

Лекция в Ростовском областном музее изобразительных искусств
Мероприятие было завершено 12.02.2021 17:38:00

В Ростовском областном музее изобразительных искусств на Чехова 31 января состоится лекция магистра исторических наук Павлова Сергея Владимировича «Объединение «Мир искусства» как художественный и культурный феномен рубежа 19-20 веков».

На лекции речь пойдет о художественном объединении «Мир искусства», в которое входили в разное время чуть ли не все передовые русские художники рубежа 19-20 столетий: Л. Бакст, А. Бенуа, М. Врубель, А. Головин, М. Добужинский, К. Коровин, Е. Лансере, И. Левитан, М. Нестеров, В. Серов, К. Сомов и другие, увидим их работы, выполненные в различной технике живописи, а также книжной графики, познакомимся с художественным объединением и журналом, который они издавали.

В культурной жизни России рубеж двух столетий, XIX и XX веков был ознаменован значительных ростом выставочной деятельности художников, особенно тех, которым было тесно находиться в рамках распространенной на тот момент времени традиции. Русское искусство входило в новый этап развития, переживало фазу обновления. Молодые художники искали новые формы, новое поколение художников подвергло глубокому пересмотру едва ли не все устоявшиеся традиции и каноны живописи, графики и прикладных искусств, до той поры казавшиеся незыблемыми. Обновленные эстетические устремления, новые художественные течения, переоценка ценностей неизбежно ведут к кардинальному пересмотру художественной средой принятых предшествующими поколениями творцов целей и методов творчества.

Первыми, кто рискнул выйти за рамки сложившейся к тому моменту времени официального искусства, были не критики и поэты, а художники и музыканты, люди, влюбленные в оперу, театр и балет. Решающую роль в этих процессах сыграла группа художников и критиков. Именно они основали сначала объединение объединившихся вокруг журнала «Мир искусства». Который был первым журналом по вопросам искусства, характер и направление которого определяли сами художники, имел огромное значение для формирования современного художественного сознания на рубеже веков. Многообразие индивидуальных вкусов и интересов авторов журнала нашло отражение на острие их перьев. Издание предоставляло каждому автору полную свободу в выражении его взглядов.

Эта свобода с самого начала произвела решительный переворот как в литературных, так и в художественных вкусах эпохи. Много внимания журнал уделял современному русскому искусству, целому ряду работ представителей академической живописи - Васнецова, Репина, Серова Левитана, авторами статей и очерков выступало новое поколение художников - Билибин, Яремич, Нестеров. Значительный интерес «Мир искусства» проявлял к миру музыки и театра, особенно художественному оформлению спектаклей. Особое значение редакция уделяла художественному оформлению издания. Обложку, заставные листы, рамки, заставки каждого номера были выполнены художниками мирискусниками – Л. Бакстом, К. Коровиным, Е.Лансере, М. Добужинским. Журнал содержал много отличных иллюстраций, фотографий и художественных репродукций, выполненных в разной технике и стал значительным этапом в истории отечественной графики и полиграфии. Сергей Дягилев сыграл большую роль не только в основании и деятельности журнала, но и выступал как один из его авторов, затрагивая в своих статьях большой круг вопросов: цели и задачи искусства и критики, классика и современное искусство, иллюстрация и книжная графика, музейное дело, художественная культура других стран.

Журнал стал пользоваться большим успехом, что позволило Сергею Дягилеву спустя год провести масштабную выставку, на которой вместе с картинами русских творцов были показаны работы четырех десятков художников из Европы. «Выставка русских и финляндских художников», на которой была представлена «петербургская группа» Дягилева, включавшая Сомова, Бакста, Бенуа и Лансере, заключила тесный союз с Врубелем, Левитаном, Серовым, К. Коровиным, Нестеровым, Рябушкиным и другими крупными московскими живописцами. На выставке приняли участие и некоторые финские художники во главе с Галленом и Эдефельтом. Широкое объединение художников, переросшее масштабы первоначальной дягилевской группы, послужило базой, опираясь на которую Дягилев сумел создать художественный журнал, ставший идейным центром русского искусства в первые годы XX столетия. Так возникла и оформилась традиция проведения ежегодных художественных выставок под тем же названием «Мир Искусства». К участию в них был привлечен обширный круг художников Петербурга и Москвы.
⠀⠀
Пр. Чехова, 60

31 января, 15:00

пожаловаться
Текст:
Анастасия Талызина
Фото:
Мир искусств
15/01/2021
Интересное по теме: